Версия для слабовидящих

О стратегии социально-экономического развития г. Курска


Статью подготовил депутат Курского городского Собрания, член Координационного совета по разработке стратегии социально-экономического развития города Курска и плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития г. Курска Максим Бесхмельницын.

Государственная политика регионального развития РФ нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ. Это осуществляется посредством снятия инфраструктурных ограничений и максимально полного использования потенциала регионов и городов, а также развития человеческого капитала этих территорий.

Согласно Майских указов Президента, Федерального закона №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в 2017 - 2018 годах должна быть подготовлена стратегия пространственного развития Российской Федерации. Она определит инструменты реализации приоритетов, целей и задач регионального развития, установленных Указом Президента РФ от 16 января 2017 года №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Стратегия должна определить приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации, а также меры по их достижению и решению. По своему формату Стратегия - достаточно новый тип документа как для российской управленческой практики, так и для практики планирования. Она сочетает в себе подходы стратегического и пространственного планирования. В свою очередь, это должно учитываться при разработке стратегий социально-экономического развития субъектов РФ и муниципалитетов, государственных программ РФ, в том числе, разрабатываемых по территориальному признаку. На основе Стратегии корректируются отраслевые стратегии, которые, по-видимому, будут переходить в проектные решения.

Очевидно, что в Стратегии должны найти отражение представления о тех основных вызовах, с которыми придётся столкнуться регионам и стране в целом в прогнозируемый период, и на которые придется отвечать.

Среди них:

- переход к новому технологическому укладу (четвертая промышленная революция), основанному на цифровых технологиях и инновациях (интернет вещей, биотехнологии, материаловедение, накопление и хранение энергии, роботизацию и др.);

- экологическая безопасность и охрана окружающей среды;

- коренное преобразование систем производства, потребления, транспортировки и поставки, рождение новых бизнес- моделей;

- существенные демографические ограничения развития, отсутствие стабильного роста численности населения;

- существенные различия в социально-экономическом развитии регионов страны;

* низкая инфраструктурная обустроенность территорий;

* высокая концентрация экономической активности в Московской агломерации (Москва и Московская область);

Целью Стратегии пространственного развития является совершенствование региональной структуры экономики России, обеспечивающие повышение ее конкурентоспособности и улучшение качества жизни населения.

Задачами Стратегии служат:

- активизация и укрепление межрегиональных связей, снижение межрегиональной дифференциации;

- создание благоприятной пространственной среды для жизнедеятельности и формирование достаточного человеческого капитала для развития и внедрение инноваций в регионе;

- повсеместное повышение доступности качественных услуг социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, транспорт и др.);

- инфраструктурное обустройство территории, повышение её транспортной и информационной связанности, доступности населенных мест и мобильности граждан, а также эффективная реализация и использование логистического потенциала;

- обеспечение экологической безопасности и сохранение окружающей среды;

* создание новых центров развития и раскрытия социально-экономического потенциала регионов;

* формирование крупных агломераций - осуществляющий крупные мегапроекты межрегионального сотрудничества;

* совершенствование государственного регулирования - обеспечение гибкости системы управления пространственным развитием в сочетании с его саморегулированием, использованием проектного подхода, повышение эффективности взаимодействия органов власти всех уровней, активизация местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества.

Министерство экономического развития РФ разработало проект, названный «Стратегия пространственного развития», который предполагается внести на рассмотрение правительства РФ уже в ближайшее время. В рамках этого проекта предлагается утвердить состав 14-ти агломераций России, которые будут отражать сложившиеся социально-экономические связи. В одну из агломераций, Центрально-Черноземную, планируется включить Курская область. Центром данной агломерации предполагается сделать город Воронеж. Исходя из этого проекта, Воронеж и Центрально-Черноземная агломерация будет способна «оттянуть» часть финансовых потоков из столичного региона. Но для этого, на мой взгляд, необходимо государственным компаниям и компаниям с государственным участием («Газпром», «Роснефть», «РЖД», «АВТОДОР», «Ростелеком», «Россети», «Почта России», компании банковского сектора и др.) создать на базе Центрально-Черноземной агломерации свои макрорегиональные филиалы. Данный шаг позволит увеличить налоговые поступления в данную агломерацию, повысить управляемость и эффективность инвестиционной политики компаний. Также это позволит эффективнее модернизировать

инфраструктуру агломерации и даст толчок для создания мощных инфраструктурных мегапроектов, которые будут просто жизненно необходимы для развития экономического потенциала агломерации.

К чему же готовиться Курской области в целом и региональному центру в частности? По-видимому, пришло время подумать также о пространственном развитии региона, его переформатировании в части создания более крупных агломераций внутри региона. Скорее всего, придется пересмотреть роль и значение районных центров в агломерации, выявлять и развивать их экономический потенциал. Важно создать действительно качественную и благоприятную среду для проживания в этих агломерациях, а также качественную инфраструктуру (здравоохранение, образование, культуру, транспортную доступность, связь и экологическую безопасность) для комфортного проживания людей на этих территориях.

Назрела необходимость применять проектный подход в управлении регионом и муниципалитетами. Необходимо также повышать компетенции государственных и муниципальных служащих в проектном управлении и технологиях. Важно шире применять государственно - частное партнерство и проектное финансирование в развитии инфраструктуры региона. Нужно вовлекать бизнес и общественность в стратегическое планирование социально-экономического развития региона в целом и муниципалитетов в частности, а также выявлять действительные потребности населения. В развитии нуждается человеческий капитал в плане реализации конкретных целей и задач, которые ставит перед собой регион.

Помимо этого, важно предусмотреть в Стратегии развития не только целеполагание (куда мы движемся), но и точные сроки выполнения этих целей, обозначить вехи (промежуточные точки) выполнения стратегии, для того, чтобы общественность действительно видела, что сделано, а что предстоит еще сделать, а может и нужно что-то изменить.

В качестве одного из драйверов развития Курской области потребуются люди с высокими компетенциями в области сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции, логистики. Именно в этих направлениях необходимо, в первую очередь, привлечь специалистов с широкими компетенциями, которые будут способны применять инновационные подходы в этих областях. Существенная часть экономики региона сосредоточена в аграрном секторе. Уже сейчас в сельском хозяйстве широко используются IT-технологии, роботизация и другие инновации.

Вышесказанное вовсе не значит, что другие секторы экономики нашей области имеют более ограниченные перспективы. Передовая практика говорит о том, что при глубоком изучении рынка выявляются неудовлетворительные потребности людей даже на самых продвинутых направлениях развития. Примером тому служат скачкообразные изменения в области технологий. Мы является свидетелями того, как персональные компьютеры и телефоны раз примерно в три года меняются настолько радикально, что их возможности по сравнению с предыдущими моделями несопоставимы.

В связи с этим органам власти всех уровней стоит уделить большее внимание развитию компетенций в области цифровой экономики, ведь уже сейчас заметен разрыв между внедрением цифровых решений в бизнес-среде, в государственных органах и в публичном секторе.

Разработка стратегии развития региона должна проводиться с привлечением широкой общественности, бизнес-сообщества и научных кругов региона. Мы все должны определить для себя, каким видим будущее Курской области и Курска, и когда эти изменения произойдут. Только так мы на практике приблизимся к построению активного и солидарного общества, которое сумеет ставить перед собой амбициозные цели, добиваться решения сложных задач, при этом сохраняя самобытность и природные богатства нашего с вами края.